«Бедные» и забытые. Кто из транспортников может получить помощь от государства

Правительство продолжает принимать меры по поддержке отраслей экономики, наиболее пострадавших от эпидемии коронавируса. Один за другим федеральные ведомства публикуют списки компаний, на основе которых составляется перечень системообразующих организаций. Опубликовало подобный документ и Министерство транспорта России. Он явно делался впопыхах и страдает серьезными огрехами. Что в нем не так, проанализировал «ФедералПресс».

Недотягивая до двух сотен

24 апреля правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики утвердила перечень системообразующих организаций, относящихся к транспортной сфере, подготовленный Министерством транспорта России.

В него вошли 162 компании, занимающиеся различными видами перевозок грузов и людей: морскими и речными, железнодорожными и воздушными. Также в него включены порты, транспортно-логистические центры, предприятия, осуществляющие строительство инфраструктурных объектов, метро, предприятия автобусного, троллейбусного и трамвайного транспорта, аэропорты, лизинговые компании.

При внимательном же анализе документа возникают вполне закономерные вопросы о степени важности в него включения тех или иных организаций. Самая одиозная среди них – управление вневедомственной охраны Министерства транспорта России, ведущее контроль за объектами, находящимися в ведении данного ведомства.

Причем к их числу относятся не только аэропорты и порты, но и мосты, туннели, районы прокладки федеральных дорог, автовокзалы и автостоянки, инженерные сооружения, электродепо метрополитена и даже салоны подвижного состава пассажирского автомобильного транспорта. Управление, как сообщается на его сайте, имеет 11 филиалов, обеспечивающих охрану свыше тысячи объектов, от Калининграда до Владивостока.

Однако финансируется оно за счет государственных средств, и никаких оснований для возможных проблем у него нет, за исключением секвестра федерального бюджета. К тому же каждую автостоянку в России сотрудники управления точно не мониторят, да и в обычных автобусах или троллейбусах в Москве автору статьи они ни разу не попадались.

О «дочке» «Северстали» замолвите слово

Не менее интересен спектр авиационных перевозчиков, страдающих от эпидемии коронавируса. Среди них два принадлежат холдингам, основное направление деятельности которых отнюдь не связано с воздушным транспортом. Речь идет об авиапредприятиях «Северсталь» и «Газпром авиа».

Первое принадлежит металлургической компании «Северсталь» миллиардера Алексея Мордашова, является эксплуатантом аэропорта Череповца в Вологодской области и осуществляет регулярные и чартерные рейсы по России, СНГ и в Европу. Второе же подконтрольно «Газпрому» и считается крупнейшей корпоративной авиакомпанией в нашей стране. Оно управляет аэропортами Остафьево в Москве, Ямбург и Бованенково на Ямале и выполняет весь комплекс транспортных и сопутствующих услуг для газовой монополии.

Обе же структуры явно не бедные. По данным Rusprofile.ru, авиапредприятие «Северсталь» в 2018 году (более поздних сведений нет) получила порядка 2 млрд рублей выручки, «Газпром авиа» – 16 млрд рублей. Правда, обе они почему-то понесли убытки, но, думается, их владельцы могут их поддержать в нынешнее трудное время.

Недаром же «Северсталь» по итогам прошлого года заработала прибыль в размере 1,767 млрд долларов. «Газпром» прибыль за 2019 год пока не объявлял, зато планирует потратить на дивиденды 360,784 млрд рублей, следовательно, деньги у него есть. Аналогичным образом в случае необходимости может поступить «Алроса» в отношении принадлежащей ей одноименной авиакомпании.

Зато включение в перечень «Аэрофлота», «Уральских авиалиний» или Utair особых возражений не вызывает, они действительно несут значительные финансовые потери из-за ограничений воздушного сообщения, хотя их руководителям не мешало бы найти внутренние резервы для поддержания бизнеса на плаву.

«Аэрофлот» уже пошел по этому пути, решив уменьшить на 40 % зарплаты топ-менеджерам и прекратить все закупки, не связанные с производственной деятельностью, в частности, автомобилей (цитируются «Ведомости»). Очень разумный подход – большие начальники могут на работу ездить общественным транспортом: так и дешевле, и от простого народа отрыва не будет.

Правда, даже если оставить всех руководителей авиационных компаний без зарплаты, сэкономленных средств все равно может не хватить на выплаты для обычного персонала и поддержание простаивающих самолетов в рабочем состоянии. Тут можно порекомендовать попробовать задействовать пассажирские лайнеры для доставки жизненно важных грузов, например, медицинских масок, освободив их салоны от ненужных сейчас кресел.

Нет худа без добра. По мнению финансового аналитика «БКС Премьер» Сергея Дейнеки, приостановка международных рейсов позволит авиаперевозчикам снизить затраты на приобретение керосина, обслуживание пассажиров, уплату авиапортовых сборов.

Скромные активы российских олигархов

Помимо авиационных компаний, трудности испытывают и обслуживающие их аэропорты. Министерство транспорта России не оставило их без заботы. В число системообразующих организаций вошли аэропорты Симферополя, Уфы, Казани, Иркутска, Красноярска, Хабаровска, Иркутска, Сургута, Махачкалы, Омска, Благовещенска, Якутска, Магадана и столичные Шереметьево, Домодедово и Внуково.

Попали в их круг и холдинг «Аэропорты регионов», управляющий воздушными гаванями в Екатеринбурге, Самаре, Саратове, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Новом Уренгое и Петропавловске-Камчатском, и его конкурент «Новопорт», контролирующий аэропорты Новосибирска, Тюмени, Челябинска, Волгограда, Астрахани, Перми, Ставрополя и другие.

У них обоих упал пассажиропоток, тем не менее есть маленькое «но»: «Аэропорты регионов» принадлежат группе «Ренова» Виктора Вексельберга, «Новопорт» – корпорации AEON Романа Троценко и казахской Meridian Capital.

И Виктор Вексельберг, и Роман Троценко относятся к богатейшим людям России, и им просить у государства поддержки их аэропортовых активов должно быть по меньшей мере стыдно, учитывая имеющиеся у них колоссальные состояния. Видимо, не стыдно.

Правительство уже рассматривает вопрос о выделении отечественным аэропортам субсидий на 16 млрд рублей для компенсации потерь из-за коронавируса, и неудивительно, если Виктор Вексельберг и Роман Троценко не постесняются себе урвать от них кусок.

РЖД страдают от безденежья

Не считая портов небесных, системообразующими признаны порты земные, точнее, морские – находящиеся в Новороссийске, Таганроге, Туапсе, Санкт-Петербурге, Керчи, Феодосии, Ялте и Евпатории.

Опять-таки, не обошлось без странностей. В перечне упоминаются Global Ports, оперирующие пятью контейнерными терминалами в России и парочкой в Финляндии, и «Отэко-Портсервис», развивающий несколько специализированных терминалов в порту Тамани. Выходит, за счет налогов, взимаемых с простого населения, будут поддерживаться либо недостроенные терминалы в нашей стране, либо функционирующие в Финляндии. Какой смысл так распылять деньги? Им может найтись более полезное применение.

Примечательно, что в документе нет ни морских портов, принадлежащих металлургическим компаниям (они получат помощь по списку, составленному Министерством промышленности и торговли России), ни речных (не считая порта в Омске и мощностей отдельных речных пароходств, скажем, Амурского). Может, для чиновников они не важны.

Не попала в него группа Fesco; наверное, ее лоббисты оказались не очень сильны и не смогли убедить в ее слабости правительственную комиссию. Напротив, в нем есть «Российские железные дороги» (РЖД), уменьшившие в первом квартале 2020 года перевозки грузов на 3,8 %, до 306,7 млн тонн, и пассажиров – на 0,7 %, до 261,3 млн тонн. В апреле РЖД отменили кучу поездов дальнего следования, и их результаты будут более негативные.

Сегодня же РЖД столкнулись с дефицитом финансирования инвестиционной программы – из заложенных на ее реализацию на 2020 год 821 млрд рублей у них «на руках» будет от силы 210 млрд рублей (цитируется «Коммерсант»). Их может не хватить на все намеченные мероприятия, в том числе на закупки локомотивов и вагонов у Трансмашхолдинга и группы «Синара». Поэтому РЖД ищут выход из складывающейся ситуации (по аналогии с «Аэрофлотом» можно посоветовать урезать зарплату ее топ-менеджменту).

К сожалению, в перечне отсутствуют малые и средние перевозчики, и им помощь не светит, хотя их роль в отечественном транспорте весома. «Должен заметить, что в непростой ситуации сейчас оказались все транспортные компании: и большие, и маленькие. Поэтому справедливо было бы поддержать всех», – сообщил заместитель генерального директора по оперативной работе транспортной компании «Байкал-Сервис» Владимир Каляцкий, добавив, что не мешало бы временно отменить или снизить ставки НДС либо налога на прибыль.

Вот только одно неясно – сколько же именно потребуется государственных средств на помощь транспортникам. Явно очень много.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

© Проект РИА ФедералПресс Редакция «ФедералПресс»
версия для печати