Большие продажи – большие налоги. Почему приморский «ДНС Ритейл» попал в список системообразующих компаний

В Приморском крае хватает компаний, которые работают не на один регион, а на всю страну. Один из самых ярких примеров – компания DNS («ДНС Ритейл»). Это один из лидеров продаж компьютерной, цифровой и бытовой техники в России. Большинство подобных компаний базируется в Москве, но основатель и совладелец фирмы Дмитрий Алексеев не видит в этом необходимости – Владивосток ему по душе гораздо больше. Экономический кризис в России не обошел мимо и приморскую компанию. Правительство РФ включило ее в список системообразующих предприятий, что дает право на господдержку. О том, как «ДНС Ритейл» справляется с трудностями и почему власти решили поддержать компанию, – в материале «ФедералПресс».

Дальневосточные компьютеры

Компания DNS появилась в 1998 году. За более чем 20 с лишним лет она превратилась в крупнейшую российскую сеть магазинов электроники и бытовой техники. Кроме того, «ДНС Ритейл» также занимается сборкой компьютеров. Уже в 2011 году компания собрала 193 тысячи компьютеров, заняв первое место среди российских сборщиков. Сейчас эти цифры существенно выше.

«ДНС Ритейл» стабильно входит в список крупнейших компаний России. В 2017 году Forbes поставил ее на 46-е место в своем рейтинге – тогда предприятие заработало 198 миллиардов рублей. С каждым годом выручка и прибыль компании росли, в 2018 году сумма выручки составила 257 миллиардов рублей. По заявлениям руководства компании, в 2019 году эта сумма должна была вырасти еще на 10 процентов.

В прошлом году приморская налоговая служба включила «ДНС Ритейл» в список крупнейших налогоплательщиков края. В 2019 году компания перечислила в приморский бюджет 2,6 миллиарда рублей – только в виде налога на прибыль. С учетом выплат по другим видам налогов эта цифра гораздо выше. На Дальнем Востоке показатели DNS превышают только алмазодобывающая компания «Алроса» и нефтедобытчик «Сахалинморнефтегаз-шельф». Эти компании также входят в список системообразующих предприятий, составленный Минпромторгом.

Сейчас число магазинов DNS по всей России превышает 1400, торговая сеть представлена в 540 городах России. В магазинах, на предприятии по сборке электроники и складах работает больше 15 тысяч человек. То есть от благополучия компании зависит экономика не только Приморья, но и ряда других регионов.

Электронная техника нужна всегда

Как отмечают в руководстве DNS, компания не слишком пострадала от коронакризиса. Совладелец и генеральный директор «ДНС Ритейл» Дмитрий Алексеев рассказал, что предприятие понесло определенные потери. Но не такие сильные, как у большинства представителей дальневосточного бизнеса. Здесь сыграла роль как отлаженная система управления, так и «подушка безопасности». По его словам, сейчас положение DNS вполне устойчиво – тем не менее компания также страдает от ограничительных мер.

«Нам нельзя работать, но нужно платить налоги и зарплату сотрудникам. Трудно понять, что можно делать, а чего нельзя. В итоге в каждом регионе действуем по-разному, в зависимости от того, что предписывают местные власти. По возможности сотрудники работают из дома. Если этого сделать не получается, то в магазине или на предприятии вводится строгий режим и социальная дистанция», – рассказал корреспонденту «ФедералПресс» Дмитрий Алексеев.

Пока ситуация на предприятии не слишком удручающая и причин обращаться за господдержкой у нее нет. Безусловно, хорошо, что такая возможность есть в принципе – сейчас экономическая ситуация в стране не самая стабильная. Но пока DNS пытается справляться своими силами. Ни сокращения зарплат, ни увольнения сотрудников там пока не планируют. Причина очевидна: в наше время спрос на технику есть всегда, даже в условиях экономического кризиса. По словам Алексеева, в марте, когда ввели первые ограничительные меры и обвалился рубль, спрос на продукцию компании несколько вырос. В период самоизоляции магазины перевели в режим пунктов выдачи заказов, началось активное развитие интернет-продаж.

«Мы перевели магазины в режим пункта выдачи заказов, стараемся работать через интернет. Грубо говоря, всеми способами пытаемся адаптироваться к нынешним реалиям, как бы это было ни тяжело. Для нас, конечно, самоизоляция и выходные дни– это проблема», – рассказывал Алексеев.

Немного благотворительности

В разгар кризиса DNS присоединилась к благотворительным мероприятиям, в которых участвует множество компаний со всего Приморья. Например, во Владивостоке сейчас проходит акция «Поможем вместе»– компании собирают продуктовые наборы для пенсионеров и многодетных семей. Кроме того, участники акции обеспечивают медицинские учреждения масками, антисептиками и питьевой водой.

Для DNS участие в подобных мероприятиях – уникальный случай. До этого «ДНС Ритейл» не участвовала в благотворительных проектах. Но нельзя сказать, чтобы компания совсем ничего не делала для людей: в свое время «ДНС Ритейл» активно участвовала в появлении детского центра робототехники в Приморье. Компания оплачивает поездки детей и подростков на конкурсы, специалисты компании ведут некоторые курсы. Однако от непосредственной социальной благотворительности компания долгое время дистанцировалась.

«Мы договорились и поняли разумность такого подхода. Благотворительность – это не дело компании, не дело бизнеса. Это дело людей. Но я думаю, что настоящая благотворительность – это когда не только участвуешь деньгами, но и лично вовлекаешься в какие-то процессы. Просто так дать денег – это как-то похоже на попытку откупиться», – полагает Дмитрий Алексеев.

О перспективах на будущее в руководстве компании говорят в основном положительно. Хотя отмечают: есть риск того, что экономика страны скатится в длительную рецессию. Кризис спроса и предложения, вызванный коронавирусом, сильно ударил по покупательской способности населения. Если проблемы в экономике затянутся, достанется даже DNS – несмотря на то что продажи компании все еще находятся на приемлемом уровне. И в этой ситуации, скорее всего, даже государственная поддержка не сильно поможет.

Фото: dns-shop.ru; Дмитрий Алексеев / Facebook; ФедералПресс / Дмитрий Барков

© Проект НАСП
версия для печати