Социальное предпринимательство может стать активным игроком в импортозамещении

ЕКАТЕРИНБУРГ, 29 сентября, РИА ФедералПресс. Сейчас большие ставки делаются на социальный бизнес, которому предстоит сыграть одну из главных ролей в решении социальных и экономических проблем нашей страны. Сегодня примеры того, как социальные предприниматели (СП) при поддержке крупного бизнеса и государства изменяют лицо малых российских городов, множатся день ото дня.

На данный момент растет заинтересованность крупного бизнеса в развитии СП, пишет «Российская газета». Их поддержка становится заметным трендом в социальных программах крупных российских компаний. Можно сказать, что в России началось системное сотрудничество между СП и крупным бизнесом.

При этом государство готово допустить частный бизнес в социальную сферу. И такое трехстороннее сотрудничество между государством, крупным бизнесом и СП должно изменить ситуацию.

«Социальное предпринимательство способно стать активным игроком в политике импортозамещения. Господдержка собственных производителей в западных странах куда выше, чем в России, но теперь такая ситуация в нашей стране меняется. Особенно это заметно в сельском хозяйстве, где работает большой отряд социальных предпринимателей. Если российские власти будут последовательны в проведении политики импортозамещения и оказания поддержки отечественным производителям, можно с уверенностью прогнозировать развитие сельского хозяйства в России. Так как после введения санкций у российских фермеров не осталось проблем со сбытом продукции», – отмечается в статье.

По данным Федеральной налоговой службы, за первый квартал 2015 года число индивидуальных предпринимателей – глав крестьянско-фермерских хозяйств в России выросло на 4670 человек. Произошло это за счет программы «Начинающий фермер», по которой минсельхоз с 2012 года выделяет гранты – около 1,5 млн рублей каждому победившему в конкурсе.

Отметим, что за последние несколько лет произошел принципиальный сдвиг в положении социального предпринимательства. Так, недавно в федеральное законодательство внесли поправки, облегчающие доступ малого бизнеса к госзакупкам. В 2015 году госкорпорации должны будут использовать 18% своего бюджета на покупку товаров, работ и услуг у малого и среднего бизнеса. Вступил в силу закон о соцобслуживании, предоставляющий бизнесу доступ в сферу социальных услуг. Сегодня целевые программы поддержки социального бизнеса есть практически в каждом регионе страны, и, несмотря на кризис, они не сворачиваются, а в некоторых случаях даже привлекают дополнительное финансирование.

Настоящим прорывом для социального предпринимательства должны стать поправки в ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В поправках содержится юридическое определение термина «социальное предпринимательство». Их принятие поможет точной идентификации социальных предпринимателей и задаст прозрачные параметры оценки их деятельности.

Чтобы продвигаться вперед, региональные власти так же, как и федеральные, должны быть заинтересованы в выстраивании системной работы, в тиражировании результатов успешных бизнес-проектов. В связи с этим социальное предпринимательство может стать той инновацией, которая окажется отечественным ноу-хау в решении социальных проблем.

Социальное предпринимательство - это инновационная предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем. Оно занимает промежуточное положение между традиционным предпринимательством и благотворительностью. От предпринимательства оно отличается ориентацией на положительные социальные изменения и на разрешение общественных проблем; от благотворительности – предпринимательским характером деятельности и ориентированностью на создание устойчивых бизнес-моделей.

Материал основан на опубликованной в «Российской газете» статье Наталии Зверевой.

© Проект НАСП
версия для печати