«Трамваи изношены на 97%». Как российские города готовятся к ЧМ по футболу

Среди вопросов, требующих решения, отдельное место занимает модернизация или обновление трамваев. Ранее редакция РИА «ФедералПресс» уже представляла вашему вниманию материал о том, как к чемпионату готовятся пять городов, в сегодняшнем обзоре – оставшиеся четыре: Казань, Санкт-Петербург, Калининград и Ростов-на-Дону. Отметим, в полный список городов входят 11 муниципальных образований. Помимо указанных выше мундиаль примут Москва, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Волгоград, Саранск и Сочи. В последних двух трамвайная линия отсутствует полностью.

Ростов-на-Дону

Ростов-на-Дону является уникальным по трамвайной инфраструктуре. Ширина колеи на трамвайной линии составляет 1435 мм, тогда как стандарт для РФ – 1524 мм. В связи с этой особенностью вопрос обновления трамвайных вагонов долгое время не решался, так как производство таких трамваев отсутствовало. В 2016 году на безальтернативной основе был заключен договор на поставку 16 вагонов у московской компании ПК «Транспортные системы» (сборка осуществляется в Твери) по цене 32,8 млн рублей за единицу, что весьма недешево для односекционных, пусть и низкопольных вагонов. Для этого будут использованы средства областной и федеральной казны – 524,8 млн рублей. Стоит отметить, что 27 февраля проводились испытания такого вагона, в ходе которых возникли определенные технические проблемы.

Новые вагоны станут первым почти за десять лет обновлением электропарка Ростова-на-Дону. После сокращения в девяностые годы маршрутной сети в городе объем трамвайных перевозок упал в несколько раз. Выходить ежедневно на маршруты может только половина электромашин – 30–34 единицы, средний возраст которых 20 лет. Износ контактной сети составляет более 90 %, требуют капремонта более 30 километров рельсового пути, об этом ранее сообщал глава Ростовской области Василий Голубев.

В планах у Ростова и модернизация трамвайных путей. По словам губернатора, одна из задумок – скоростной трамвай в сторону нового аэропорта. «Мы рассматриваем вопрос, он перспективный, он имеет право на жизнь. Это трамвайное сообщение между Ростовом и Батайском. С учетом строительства там вертолетного кластера, где будут работать несколько десятков тысяч человек, первая очередь – это по крайней мере 12 тысяч человек. Заводы будут развиваться со временем. Так что это перспективные вопросы, они требуют внимательного рассмотрения», – приводит слова Василия Голубева пресс-служба губернатора.

Если в областном центре обновление подвижного состава только начнется, то в крупных городах Ростовской области в последние три года вовсю идет обновление парка. За счет областного бюджета приобретено восемь трамваев для Таганрога и десять троллейбусов для Волгодонска.

Калининград

Калининград, как и Ростов-на-Дону, имеет отличную по сравнению с другими городами ширину колеи трамвайной линии – 1000 мм. Правда, в России он такой не единственный. Такая же ширина колеи в Пятигорске и Евпатории.

Сегодня на балансе МКП «Калининград-ГорТранс» находится 37 трамваев производства Чехии (компания Českomoravská Kolben-Daněk, модель КТ-4 1988–1994 годов выпуска, 23 единицы, две модели Т4-Д, 1978–1979 годов выпуска и десять вагонов модели КТ-4Д 1979–1983 годов выпуска), Польши (компания Pesa, модель SWING 121 NaK, один вагон 2012 года выпуска) и Германии (модель «Дюваг», один вагон 1963 года выпуска). Таким образом, только один польский вагон является новым. На предприятии откровенно признают – подвижной состав имеет 97 % износа и подлежит замене. «Для замены амортизированных и отслуживших свой срок эксплуатации трамваев нам необходимо приобрести 40 вагонов с учетом специфики эксплуатации в Калининграде. Приобретение новых вагонов проводится на конкурсной основе в горадминистрации, – сообщил РИА «ФедералПресс» директор «Калининград-ГорТранс» Анатолий Мухомор.

Калининградские трамваи имеют лишь два маршрута – № 3 и № 5, пpoтяженнoсть линии – 27,6 км (единственная линия, пересекающая центральную часть гopoда с севеpo-зaпaда на юг). Третий трамвай временно закрыт в связи с изменением транспортной развязки у Южного вокзала, маршрут пятого трамвая с июня этого года изменен в связи с реконструкцией Высокого моста. По словам руководителя «Калининград-ГорТранса», открытие новых маршрутов к ЧМ не планируется. «Открытие новых маршрутов зависит от планов администрации города [и состоится], если трамвайные линии будут запроектированы при реконструкции улиц с учетом строительства в городе новых жилкомплексов», – сказал Анатолий Мухомор.

О модернизации либо обновлении электротранспорта ничего не говорят и в городской администрации. В ответ на запрос РИА «ФедералПресс» от имени замглавы администрации Сергея Воропаева пришел ответ, из которого следует, что на время проведения ЧМ-2018 предполагается задействовать в пассажирских перевозках существующие трамваи. «Кроме как приобретением четыре года назад польского трамвая Калининграду больше похвастаться нечем. При этом дальнейшие перспективы также остаются туманными, так как найти за короткий срок отечественного производителя трамваев, который согласится изготовить и поставить вагоны для колеи 1000 мм, причем ограниченной партией и за разумные деньги, будет непросто», – сказал РИА «ФедералПресс» источник, знакомый с ситуацией.

Санкт-Петербург

К концу 1980-х годов Ленинград был настоящей трамвайной столицей мира – городом с самой большой длиной путей (свыше 600 километров). Петербургский трамвай сегодня – это более 500 километров путей, пять трамвайных парков и один совмещенный трамвайно-троллейбусный парк, состоящий из почти 800 вагонов. Число трамвайных маршрутов составляет 42. Трамвайное сообщение в городе обеспечивает подведомственное комитету по транспорту ГУП «Горэлектротранс».

Для улучшения обслуживания пассажиров Санкт-Петербург постоянно проводит обновление подвижного состава общественного транспорта. В числе прочего закупаются и модернизируются трамвайные вагоны. При проведении модернизации решаются три основных вопроса: обеспечение безопасности поездки, повышение уровня комфорта для пассажиров, сокращение расходов на эксплуатацию трамвая.

В 2016 году исполняются два государственных контракта на приобретение пяти трамвайных вагонов для нужд Санкт-Петербурга на 412,1 млн рублей, плюс недавно были подведены итоги аукциона на поставку 19 трамваев с двусторонним расположением дверей и 70-процентной обеспеченностью низким полом. Предполагается, что эти трамваи будут обслуживать гостей Кубка конфедераций в 2017 году и чемпионата мира по футболу в 2018-м (заказчик – комитет по транспорту). «За счет собственных средств города ГУП «Горэлектротранс» приобретено шесть трамвайных вагонов на 138 млн рублей. Весь приобретаемый подвижной состав низкопольный, оборудован аппарелью для маломобильных групп населения, оснащается автоинформаторами, внутрисалонным табло и системой информирования пассажиров «Говорящий город», – сообщили РИА «ФедералПресс» в комитете по транспорту администрации Санкт-Петербурга.

В комитете также отметили, что закупка нового подвижного состава осуществляется как за счет средств горбюджета, так и за счет собственных средств предприятия.

На улицах Санкт-Петербурга курсируют трамваи производств: Октябрьского электровагоноремонтного завода, ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С. М. Кирова», ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш», ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод», ОАО «Уралтрансмаш» (Екатеринбург), ООО «ТрамРус» (Санкт-Петербург), московской компании ПК «Транспортные системы» (сборка в Твери).

У города также в планах создание выделенной линии на улице Савушкина – от станции метро «Черная речка» до створа строящегося Яхтенного моста. Ремонт путей уже ведется. Таким образом, болельщики смогут без проблем добираться до стадиона (даже в 2017 году, пока еще не будет сдана станция метро «Новокрестовская»).

На данный момент в Петербурге действует ряд инноваций. Так, в трамваях № 3 реализована возможность оплатить проезд банковской картой. «Интересная футбольная новинка появилась в трамваях семи маршрутов буквально вчера – свой голос транспорту подарил спортивный комментатор Геннадий Орлов», – отметили в комитете по транспорту.

Казань

Пока единственным подготовленным к чемпионату мира городом можно назвать Казань.

Обновление подвижного состава электротранспорта и закупку трамвайных вагонов здесь осуществляет МУП «Метроэлектротранс». С учетом обновления и списания устаревшего подвижного состава трамвайный парк города насчитывает 91 вагон. Среди них есть минские, усть-катавские, екатеринбургские и питерские вагоны. В частности, трамвайный парк Казани состоит из: 20 единиц модели 84300М и 20 единиц модели 62103 минского предприятия ОАО «УКХ «Белкоммунмаш» (вагоны 2013 года выпуска); 10 трамваев модели «Спектр» производства АО «Уралтрансмаш» (2003 года выпуска); 19 трамваев модели «ЛМ-34» ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод» (15 вагонов 2008 года выпуска и 4 вагона 2009 года выпуска); 22 вагона модели 71-623-02 производства Усть-Катавского вагоностроительного завода имени С. М. Кирова (2016 года выпуска).

«Финансирование происходит за счет средств федерального и республиканского бюджета, а также за счет собственных средств предприятия, – сообщили РИА «ФедералПресс» в комитете по транспорту исполнительного комитета Казани. – В настоящее время с учетом произошедшего обновления и того, что нормативный срок эксплуатации трамвая 16 лет, трамвайный парк города полностью обновлен. По мере изыскания финансовых средств обновление трамвайного парка к чемпионату мира по футболу 2018 года будет продолжено».

Что будет с городами, которые до сих пор не начали подготовку к ЧМ-2018 в части модернизации либо обновления трамвайной сети, покажет время. РИА «ФедералПресс» будет следить за развитием ситуации.


Фото: transphoto.ru, ttransport.ru, «Калининград-ГорТранс», правительство Ростовской области

© Проект НАСП
версия для печати