Паспорт региона. Рейтинг промышленных предприятий Нижегородской области

Нижегородская область традиционно является промышленным регионом и имеет одну из самых развитых экономик в ПФО. Объем отгруженной предприятиями продукции еще несколько лет назад перешагнул показатель в 1 трлн рублей и продолжает удерживаться регионом на этом уровне. Показатели нижегородской промышленности стабильно превышают среднероссийские и, по прогнозам, в 2018 году объем отгруженной продукции может достичь 1,5 трлн рублей. Основные отраслеобразующие предприятия региона – в нашем рейтинге.

6 место

ПАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол»

(входит в ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация») 

Горьковский авиационный завод имени Серго Орджоникидзе № 21, запущенный в 1932 году, является живой историей развития отечественной истребительной авиации. Изначально он должен был стать не только самым «значительным из всех существовавших в СССР авиазаводов, но и одной из крупнейших самолетостроительных единиц среди заграничных заводов». Завод производил опытную и серийную авиационную технику, разработанную в опытно-конструкторских бюро выдающихся советских авиаконструкторов Поликарпова, Лавочкина, Микояна, Яковлева и Мясищева. Шеф-пилотом завода был Валерий Чкалов. Во время Великой Отечественной войны завод дал фронту каждый третий истребитель.

Сегодня НАЗ «Сокол» осуществляет модернизацию и ремонт самолетов МиГ-31 и МиГ-29УБ для Министерства обороны РФ. В кооперации с РСК «МиГ» завод производит основные агрегаты для истребителя корабельного базирования МиГ-29К/КУБ и истребителя МиГ-29М/М2, которые поставляются как российским вооруженным силам, так и за рубеж.

В 2017 году на встрече врио губернатора Нижегородской области Глеба Никитина с руководством «ОАК» и АО «РСК «МиГ» было объявлено, что «Сокол» получит из федерального бюджета 2,5 млрд рублей на модернизацию производства. Завод должен стать одной из площадок по производству пассажирского Ил-114, который должен прийти на смену устаревшим Ан-24 и Як-40. Речь шла о сосредоточении на нижегородской площадке не менее 40 % производства. Мощность нижегородской площадки оценена в 18 самолетов в год. Первый опытный образец должен появиться в 2019 году.

В конце октября «Сокол» перешел под управление госкорпорации «Ростех», которой указом Владимира Путина передан федеральный пакет акций (92,31 %) «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК).

5 место

ПАО «Красное Сормово»

(входит в АО «Объединенная судостроительная корпорация»)

Основанное в 1849 году компанией «Нижегородская машинная фабрика и Волжско-Камское буксирное и завозное пароходство» как многопрофильное предприятие для выполнения ответственных государственных заказов, «Красное Сормово» является одним из старейших судостроительных предприятий. Была в его истории и паровозная эпоха, продлившаяся с 1896 до 1956 года.

В настоящее время судоверфь «Красного Сормово» загружена строительством гражданских судов — танкеров-химовозов проекта RST27 и RST27М и сухогрузов проекта RSD59. Последние не имеют аналогов среди судов своего класса и ранее не строились на верфях РФ. Кроме того, в 2017 году на заводе был заложен киль четырехпалубного круизного лайнера проекта PV300, который будет работать на дальних круизных линиях Москва — Санкт-Петербург, Москва — Астрахань и Москва — Ростов-на-Дону. Сдать судно планируется в 2020 году.

В 2018 году завод «Красное Сормово» получил лицензию, которая дает ему право производить оборудование для атомных энергетических установок. Стратегическим партнером предприятия станет Опытное конструкторское бюро машиностроения имени Африкантова.

Руководство Нижегородской области заявило о намерении создать на базе завода «Красное Сормово» особую экономическую зону (ОЭЗ) для судостроительных предприятий с целью создания собственных производств комплектующих, большинство из которых сегодня импортируется. Для привлечения в ОЭЗ иностранных инвесторов в ней планируется ввести особый таможенный режим и налоговые льготы. В свою очередь, локализация производств комплектующих позволит снизить себестоимость продукции и повысить привлекательность завода для заказчиков.

4 место

ПАО «Русполимет»

Кулебакский металлургический завод, основанный местным коллежским асессором Федоровым и выксунским купцом Бородачевым как Кулебакский горный завод в 1866 году, является одним из старейших предприятий в отрасли. В XIX веке на нем выпускали бандажи для паровозов и железнодорожных вагонов. В годы Великой Отечественной войны завод выпускал бронелисты, танковые катки и люки. После войны было освоено производство колец для отечественных реактивных двигателей.

Мартеновское производство было остановлено на предприятии в 2011 году, сортопрокатное — в 2013 году. В настоящее время «Русполимет» является многопрофильным металлургическим и металлообрабатывающим предприятием, специализирующимся на сталеплавильном и кольцепрокатном производствах и имеющим самый крупный в России кольцепрокатный стан.

В 2017 году предприятие завершило 10-летнюю программу модернизации, вложив в нее более 10 млрд рублей. Ее главными задачами были уход от сырьевой зависимости, обеспечение производства металлом, получение нового продукта и освоение новых рынков.

В процессе модернизации «Русполимет» практически полностью обновил оборудование и запустил цех радиальной ковки. Потребителями его продукции являются предприятия

стратегически важных авиакосмической, атомной, нефтегазовой, химической отраслей промышленности и общего машиностроения, взявшие курс на импортозамещение.

После технического перевооружения перед предприятием стоит задача довести поставки за рубеж до 35 % от общего объема производства.

3 место

ОАО «Горьковский автомобильный завод»

(входит в «Группу ГАЗ»)

Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова, который первоначально назывался ГАЗ, был запущен в 1932 году. Техническую помощь в организации и налаживании массового производства легковых и грузовых автомобилей СССР оказывала американская фирма Ford Motor Company. Основой производственной программы были выбраны модели Ford-A и Ford-AA, сходившие с конвейера в виде 1,5-тонных грузовиков ГАЗ-АА и легковых автомобилей ГАЗ-А с открытым 5-местным кузовом. В апреле 1935 года ГАЗ стал первым советским автомобилестроительным заводом, выпустившим 100 тыс. автомобилей. На заводе также велись работы в области танкостроения.

В 2000 году контрольный пакет ОАО «ГАЗ» был приобретен компанией «Базовый элемент» Олега Дерипаски, и в 2001 году завод вошел в состав автомобилестроительного холдинга «РусПромАвто», который в 2005 года был преобразован в «Группу ГАЗ».

Если доля ГАЗа в производстве LCV и микроавтобусов росла, то в производстве легковых автомобилей — неуклонно падала. Перманентная модернизация семейства «Волга» не приносила желаемых результатов. В конце 2008 года ГАЗ отказался от выпуска морально устаревших «Волг», когда-то бывших его визитной карточкой. Попытка заменить их на Volga Siber провалилась из-за непопулярности модели. На этом присутствие марки ГАЗ в легковом сегменте закончилось. Завод вернулся в него за счет контрактной сборки на мощностях завода иностранных брендов Chevrolet, Volkswagen и Skoda. Производство легковых моделей собственной разработки на ГАЗе по-прежнему не предполагается.

В настоящее время ГАЗ продолжает оставаться крупным отечественным производителем легковых и легких грузовых автомобилей, микроавтобусов, специальной и военной техники, а также автокомпонентов.

2 место

АО «Выксунский металлургический завод»

(входит в АО «Объединенная металлургическая компания»)

Старейший центр российской металлургии был создан известными «железных заводов промышленниками» Баташевыми в середине XVIII века по указу дочери Петра I Елизаветы. В середине XIX века завод обанкротился и сменил собственников с англичан на немцев, у которых государство реквизировало его в 1914 году. В советские времена «Выксунский ордена Ленина металлургический завод» был крупнейшим производителем труб и железнодорожных колес.

В свою новейшую историю ВМЗ был одним из крупнейших поставщиков труб для нефте- и газопроводов в регионах Севера. Завод производил трубы для таких проектов, как «Сахалин-1» и «Сахалин-2», подводного участка газопровода «Северный поток», газопроводов «Средняя Азия-Китай», «Южный поток» и «Северный поток — 2». Годовая мощность ВМЗ составляет сегодня 2 млн тонн труб и 850 тыс. штук колес.

Причинами падения объема производства труб большого диаметра, использующихся для строительства магистральных газо- и нефтепроводов, и колес в 2016 году стало не только падение цен на нефть, но и рост цен на сталь, и демпинговые поставки украинских колес, из-за которых ВМЗ вынужден был увеличить их поставки на внешние рынки.

В 2017 году началась комплексная модернизация Выксунского металлургического завода, в которую до 2022 года планируется вложить 40 млрд рублей. На предприятии строится цех по производству насосно-компрессорных труб малого диаметра для добычи нефти и расширения линейки труб для обустройства месторождений. По мнению отраслевых экспертов, ОМК выбрала правильный сегмент для инвестиций.

1 место

ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез»

(входит в ПАО «ЛУКОЙЛ»)

Завод был построен в Кстово в 1951 году и первоначально назывался «Новогорьковский НПЗ». К 1973 году он на 4,5 года раньше проектного срока успел переработать 100 млн тонн нефти. К 2008 году компания «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» вошла в тройку лидеров по производству нефтепродуктов в РФ, перерабатывая до 15–17 млн тонн нефти в год.

Компания реализует целый ряд модернизационных проектов, перманентно решая задачу по повышению глубины переработки нефти. В 2010 году был введен в эксплуатацию комплекс по производству автомобильного бензина Евро-4. В 2011 году предприятие стало производить бензин класса Евро-5. В 2015 году были закончены модернизация производства и строительство объектов каталитического крекинга вакуумного газойля-2 мощностью 2 млн тонн бензина в год. А вот производство масел в 2015 году было прекращено, став невыгодным.

Перед предприятием стояла цель – к 2017 году стать крупнейшим НПЗ в РФ с глубиной переработки нефти более 90 %. Однако по итогам 2016 года «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» выпал из тройки, заняв 4 место с глубиной переработки всего 75 %.

В августе 2018 года врио губернатора Нижегородской области Глеб Никитин и президент ПАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов дали старт строительству комплекса переработки нефтяных остатков на базе процесса замедленного коксования. Ввод комплекса в эксплуатацию запланирован на 2021 год. После его запуска глубина переработки на предприятии должна превысить 95 %. Объем инвестиций составляет около 100 млрд рублей.

© Проект НАСП
версия для печати