Дата публикации:

Постоянный адрес публикации: http://xn--80aafecgczwveheyh2f.xn--p1ai/news/made_regions/made_regions_news/1545215571-pasport-regiona-krasnodarskii-krai-v-tsifrakh

Паспорт региона. Краснодарский край в цифрах

...

Край расположен в юго-западной части Северного Кавказа, 45-я параллель делит его примерно на две равные части. ... Краснодарский край входит в состав Южного федерального округа. Граничит с Ростовской областью, Ставропольским краем, Карачаево-Черкесской Республикой, Республикой Адыгея и Абхазией. Имеет морскую границу с Республикой Крым.

Общая площадь края -75,4 тыс. кв. метров

Образован в 1937 году

740 км границы края расположены по Черному и Азовскому морям

Занимает более 4 % российских и около 2 % мировых запасов чернозема

Административный центр

г. Краснодар

5 603 420 чел.

Численность населения края (2018 г.)

54,9 %

Городское население

74,23 чел./км2

В составе края:

48 муниципальных образований,

38 районов,

26 городов,

21 поселок городского типа,

1717 сельских населенных пунктов

Температурный максимум:

Зима -32,9

Лето +40,7

Бюджет Краснодарского края в 2017 г., руб.

Доходы 227,8 млрд, расходы 224,8 млрд, профицит — 2,98 млрд

Консолидированный бюджет Краснодарского края в 2018 г., руб.

Доходы — 225,8 млрд, расход — 233,3 млрд, дефицит — 7,5 млрд

Среднедушевые доходы

на 1 человека в 2018 году:

28 617 рублей

16 млн туристов посетили край в 2017 году

4,7 млн кв. м жилья построено в Краснодарском крае за 2017 год

Ключевые отрасли экономики:

транспорт и связь,

оптовая розничная торговля,

сельское хозяйство,

туризм

60 видов полезных ископаемых

2 моря омывают берега края

300 предприятий с участием иностранного капитала

1-е место по урожаю зерна и объему производства сельхозпродукции;

5-е место в стране по уровню качества жизни;

35 % внешнеторговых российских и транзитных грузов перерабатывают порты края

Губернатор края - Вениамин Кондратьев

От бюджета до стратегии развития: экономические перспективы Кубани

Краснодарский край бьет финансовые рекорды. За последние три года экономика региона показала рост практически во всех отраслях экономики. В 2017 году объем собственных доходов Кубани превысил 253 млрд рублей, привлечено 470 млрд рублей инвестиций, развернуто широкое строительство объектов социальной инфраструктуры. О том, что ждет край на финансовом фронте в 2018-м году и какие перспективы открываются на ближайшее десятилетие, – читайте в материале «ФедералПресс».

Казна в плюс, госдолг в минус

Кубанская казна в 2018-м ощутимо прибавила в весе в плане расходной части. Если в прошлом году ее траты составляли 224,8 млрд рублей, то в этом, после принятия последних поправок депутатами краевого заксобрания, они достигли 236,72 млрд рублей. Правда, доходы региона за год чуть сократились (с 227,8 млрд рублей до 226,97). Впрочем, по словам сотрудников кубанского минфина, значительный профицит будет в числе прочего покрыт за счет прошлогодних вливаний в бюджет края, которые не были израсходованы в 2017-м.

А благодаря муниципалитетам серьезно увеличился объем консолидированного бюджета Краснодарского края. По данным на 1 мая 2018-го совокупные расходы всех муниципалитетов региона составляли 133,33 млрд, а доходы – 127,42 млрд. Это значит, что расходная часть консолидированного бюджета превысила 300 млрд рублей.

«Бюджет должен отражать существующие потребности жителей Кубани. Все расходы на обновление материально-технической базы учреждений органов исполнительной власти должны подождать до тех пор, пока не будут выполнены основные задачи по улучшению жизни людей в муниципалитетах», – заявлял губернатор Вениамин Кондратьев при разработке кубанского бюджета-2018.

Глава администрации края также подчеркнул, что реальный сектор экономики должен получить основательную поддержку и стимул к дальнейшему росту.

В законе отдельное внимание уделяется вопросам поддержки малого и среднего бизнеса, санаторно-курортного комплекса, повышения инвестиционной привлекательности региона, обеспечения занятости населения. На реализацию государственных программ в регионе на 2018 год предусмотрено 96,2 % всех расходов краевого бюджета.

После того, как в мая 2018 году доходная часть была увеличена на 1,13 млрд рублей, Вениамин Кондратьев сообщил, что в первую очередь деньги направят на повышение минимального размера оплаты труда в рамках указа президента. На эти цели в бюджете предусмотрели около 705 млн рублей.

«В 2018 году мы увеличиваем финансирование ряда социальных программ. Самый большой объем денежных средств – около 1 млрд рублей – предлагается дополнительно направить на поддержку образования. Это деньги на оснащение школ, создание новых мест в дошкольных учреждениях», – отметил губернатор. По словам главы региона, в нынешнем году в крае планируют построить десять школ. Средства будут направлены также на создание новых мест в дошкольных учреждениях. Глава региона подчеркнул, что демография в крае нуждается в поддержке. Также для поддержки МСП увеличена на 150 млн рублей капитализация Фонда микрофинансирования.

Дополнительное финансирование в размере 800 млн рублей получит и госпрограмма «Развитие здравоохранения». Большую часть этих средств направят на оборудование детских поликлиник.

«Принципиальных перемен в бюджетной политике региона нет», – поделился с «ФедералПресс» курирующий в администрации края финансовый блок вице-губернатор Игорь Галась. По его словам, бюджет сбалансирован и по-прежнему остается социально ориентированным. На первом месте – благополучие и социальная защищенность человека. На это расходуется более 70 % бюджетных средств. В то же время растущая региональная экономика позволяет бюджету получать дополнительные доходы.

«Благодаря этому сегодня мы можем себе позволить увеличивать финансирование реального сектора экономики. Например, в текущем году на развитие сельского хозяйства в общей сложности направляется 6,9 млрд рублей, в дорожный фонд – 28 млрд рублей, на развитие жилищно-коммунального хозяйства – 1,8 млрд рублей», – отметил вице-губернатор.

Также с этого года начал работу Фонд развития промышленности Краснодарского края с капитализацией 500 млн рублей. С учетом его эффективности краевые власти уже в ближайшее время рассмотрят возможность увеличить финансирование фонда до миллиарда рублей.

«Кроме этого, считаю немаловажным элементом поддержки реального сектора экономики капитальные расходы бюджета. С учетом того, что снижаются частные инвестиции в строительную отрасль, государство должно увеличивать объем бюджетных расходов капитального характера. В этом году мы финансируем капвложения в объекты государственной и муниципальной собственности в объеме более 16,5 млрд рублей, при этом в 2016, 2017 годах эта сумма составляла по 10 млрд», – рассказал Игорь Галась.

Кстати, с середины 2018 года источники пополнения у краевого бюджета прибавятся. После того, как региональные власти решили установить курортный сбор в размере 10 рублей в сутки, казна в этом году должна получить дополнительно 270 млн рублей.

Также в 2018-м власти активно занялись облегчением долговой нагрузки региона. Если на начало года госдолг составлял 149,15 млрд рублей (в основном, это задолженность по кредитам на обеспечение Олимпиады и проведение гонок «Формулы-1»,) то уже к маю этот показатель сократился до 138,2 млрд рублей. Напомним, что в конце октября 2017 года власти Краснодарского края утвердили основные направления долговой политики на 2018–2020 годы. Нагрузку предполагается снижать посредством замены коммерческих кредитов облигационными займами, а также с помощью рефинансирования бюджетных кредитов.

«Ранее мы говорили, что главная задача долговой политики региона – это недопущение роста долга. На данном этапе мы уже приступили к постепенному снижению долга в абсолютной сумме, но, как и ранее, этот процесс не в ущерб социальным гарантиям и развитию реального сектора экономики. Мы продолжим своевременно выполнять долговые обязательства, одновременно работая над оптимизацией расходов на обслуживание долга, уменьшением долговой нагрузки и изыскивая дополнительные резервы погашения. Снижение объема государственного долга по итогам 2018 года прогнозируется за счет уменьшения обязательств по государственной гарантии Краснодарского края», – рассказал Игорь Галась.

Большие планы на будущее

Краевые власти не только смотрят на ближайшую перспективу, но и планируют развитие экономики на десятилетие вперед. В 2016 году началась разработка стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года. В начале 2018 года документ был отдан на согласование в федеральные органы исполнительной власти. «Регион динамично развивается, мы должны модернизировать имеющиеся отрасли и выделить новые перспективные направления. Нам нужна стратегия, которая будет отвечать запросам жителей края и бизнеса и отражать реалии современной жизни. Это своего рода «дорожная карта», которая должна быть понятна всем», – отмечает глава Кубани.

В ходе реализации стратегии развития региона прогнозируется изменение демографической ситуации. Так, учитывая миграционные потоки, к 2030 году в крае будут жить более 6 млн человек, и этот потенциал необходимо использовать, формировать работающую экономику.

«В целом экономика края должна расти на уровне 4 % в год. Сначала, конечно, медленнее, но к концу срок реализации стратегии стабильно на этом уровне, что позволит увеличить ВРП до двух раз. Нам необходим рост объема промышленной продукции также вдвое, увеличение производительности труда – более чем в 2,5 раза. При этом среднемесячная заработная плата должна увеличиться более чем на 80 %», – подчеркивает губернатор. По его мнению, учитывая все эти показатели, консолидированный бюджет 2030 года должен будет превысить 600 млрд рублей.

Вице-губернатор Игорь Галась, говоря о стратегии, пояснил, что выделено семь флагманских проектов. Пять из них соответствуют традиционным направлениям развития: кластер умной промышленности, туристско-рекреационный, торгово-транспортно-логистический, социальных и креативных индустрий, кластер экологизированного АПК. При этом стоит разобраться с проблемными точками, выявленными в ходе диагностики края, – недостаточным качеством человеческого капитала и инновационного развития, несовершенной институциональной средой. «Среди субъектов России по данным показателям край занимает не худшие позиции, но мы не в лидерах, а это нас не удовлетворяет», – говорит Галась.

Для ликвидации этих барьеров разработаны еще два проекта: «Умная Кубань – лидеры будущего» и «Пространство без границ». «Это новые для нас направления работы, придется ускоренными темпами получать соответствующие компетенции, но без этого реализация других флагманов невозможна», – считает вице-губернатор.

Уже вводится система непрерывного обучения и повышения квалификации, разрабатываются программы по созданию условий для реализации потенциала молодежи и предпринимателей, по преобразованию системы исполнительной власти. Предполагается формирование комфортного и эффективного пространства жизни населения с высокой капитализацией территории, ведь краеугольным камнем стратегии выступает человек, а основной капитал – интеллектуальный. Все целевые показатели направлены на повышение качества жизни людей.

«Есть много подходов к пространственному развитию. Мы придерживаемся мнения, что будущее – за агломерациями. Первые из них мы уже сформировали, – добавил Игорь Галась. – Но регион уникален своей экономической спецификой, агломерации – тоже не панацея. Поэтому мы также разделили все муниципалитеты на семь экономических зон с исторически выделенной спецификой развития, определили для них приоритеты». Уже принято решение, что их бюджетное финансирование будет идти с учетом зональных приоритетов.

В целом, согласно стратегии «Кубань–2030» валовый региональный продукт должен увеличиться с 2,5 трлн рублей до 5 трлн рублей. Одни из главных задач региона на ближайшее время – реализация программы импортозамещения и развитие переработки сельхозпродукции. А после новых «майских» указов Владимира Путина в программу внесены учитывающие их доработки и корректировки.


© Проект НАСП
версия для печати