Дата публикации:

Постоянный адрес публикации: http://xn--80aafecgczwveheyh2f.xn--p1ai/news/made_regions/made_regions_news/1545220659-pasport-regiona-logistika-kak-kozyr-leningradskoi-oblasti

Паспорт региона. Логистика как козырь Ленинградской области

...

Один из главных «козырей» Ленинградской области — ее выгодное положение: она находится в центре Северо-Западного федерального округа, в непосредственной близости от Санкт-Петербурга. Кроме того, в Ленобласти проходят границы со странами Евросоюза: Эстонией и Финляндией. Также область имеет удобные выходы к Балтийскому морю, что также позитивно сказывается на логистике региона.

Неслучайно одно из ключевых долгосрочных направлений «Стратегии социально-экономического развития до 2030 года» Ленинградской области — развитие транспортно-логистической системы. Как отмечают аналитики, эта сфера благодаря широкой сети транспортных артерий дает региону более 16 % валового продукта.

Автотрассы

В разных направлениях по Ленобласти расходятся железнодорожные пути, а разветвленная сеть автомобильных трасс включает сразу пять европейских маршрутов.

Финансисты подсчитали, что за прошлый год, например, оборот транспортных организаций превысил 160 млрд рублей. К явным плюсам этого направления можно считать и то, что индустрия грузоперевозок обеспечивает рабочими местами свыше 30 тыс. жителей региона.

В последнее время министр транспорта Максим Соколов неоднократно приезжал в Ленинградскую область для того, чтобы участвовать в открытии новых участков трасс. В последний день октября, например, в Кингисеппском районе было досрочно открыто рабочее движение по последнему, 12-километровому участку подъезда к морскому торговому порту «Усть-Луга» от федеральной трассы А-180 «Нарва».

По словам руководителя транспортной отрасли России, с вводом в эксплуатацию нового участка трассы А-180 завершено обустройство начального отрезка важнейшей магистрали Европа — Западный Китай, связывающей Усть-Лугу с китайским портом Ляньюньган, а досрочное завершение работ на автодороге позволяет расширить транзитный и транспортно-логистический потенциал нашей страны.

«Ленинградская область — амбициозный регион, и мы хотим, чтобы портовый комплекс «Усть-Луга» был одним из лучших в России и Европе. В связи с этим открытие нового участка дороги дает возможность соблюдать баланс экономических и социальных интересов, позволяя, с одной стороны, развивать автомобильные перевозки, а с другой — создавать дополнительные возможности для развития расположенных здесь населенных пунктов», — подчеркнул на торжественной церемонии открытия Александр Дрозденко.

Трасса огибает территорию Усть-Лужского бункеровочного комплекса, пересекает «Северную» дорогу и участок строящейся Октябрьской железной дороги, а затем вдоль нее, в обход населенных пунктов Слобода, Югантово, Красная Горка, Сменково,

Дубки, выходит на существующую дорогу южнее деревни Ручьи.

Ввод в эксплуатацию полностью всей подъездной дороги к порту позволяет автомобилям сократить время в пути более чем на 30 минут, значительно повысить уровень комфорта и качества пассажирских и грузовых перевозок. Расчетная скорость движения на новом участке дороги составляет 120 км/ч.

Стоит напомнить, то 52-километровый подъезд к МТП «Усть-Луга» от трассы А-180 «Нарва» строился и вводился в эксплуатацию этапами. В 2014 году введены в эксплуатацию развязка на автодороге «Нарва» (112 км) и участок подъезда к порту с 16-го по 40-й км. В 2015 году был открыт участок с 0-го по 16-й подъезд к порту, а также выполнен первый этап работ на участке с 40-го по 52-й км.

Портовые комплексы

Стратегически важным можно считать и дальнейшее развитие портовых комплексов и дорожной инфраструктуры Ленобласти для наращивания перевалки российских грузов через отечественные порты.

Известно, что на Северо-Западе России функционирует 14 из 67 существующих в нашей стране морских портов. По имеющемуся плану развития портов Балтийского бассейна и Западной Арктики, ближних и дальних железнодорожных и автомобильных подходов к ним, к 2020 году их годовой грузооборот увеличится с 281,6 млн. тонн до 340,8 млн. тонн.

Причем грузооборот портов Северо-Запада России, по расчетам Росморречфлота, к 2020 году прирастет на 60 млн тонн в год. Из них около 40 млн тонн прироста придется на навалочные грузы. Дополнительный грузооборот предполагается привлечь, в том числе, за счет переориентации российских внешнеэкономических грузов из портов сопредельных государств через строительство новых терминалов.

Для переработки грузопотока и обеспечения перевозок внешнеторговых грузов разработан целый ряд проектов по развитию портовой инфраструктуры в Усть-Луге, Приморске, Высоцке и Выборге. Важен для региона и многофункциональный морской перегрузочный комплекс «Бронка».

Известно, что Минтранс готов рассматривать проекты по созданию новых угольных терминалов в Балтийском бассейне. Высоко в этом плане оцениваются возможности, например, порта Приморск. Кроме того, возможно увеличение пропускной способности угольных терминалов «Ростерминалуголь», «Универсальный перегрузочный комплекс» (Усть-Луга), «Порт Высоцкий».

«Развитие транспортной инфраструктуры и логистики способствует благоприятному инвестиционному климату региона», — отмечает губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.

Высоцк

Высоцк специализируется на перевалке российского угля на экспорт в страны Западной Европы. Глубина подходного канала и акватории порта составляет 12,7 м, ширина — 200 м.

Еще в мае 2012 года правительством России было решено расширить порт за счет включения в состав его границ земельных участков и прилегающей к ним акватории, занятых объектами строящегося на мысе Путевой морского терминала, предназначенного для перевалки генеральных грузов, мощностью до 3 млн тонн в год.

А в середине августа 2017 года премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал очередное распоряжение о расширении морского порта Высоцк в Ленобласти. Необходимость расширения порта возникла в связи с инвестиционным проектом по строительству терминала для отгрузки сжиженного природного газа, благодаря которому терминал сможет принимать суда вместимостью до 170 тыс. кубометров. Будущая мощность порта оценивается в 2 миллиона тонн СПГ в год. В порту появятся причал отгрузки сжиженного газа и причал для приема крупногабаритного груза. Кроме того, будет создана якорная стоянка. Финансовую поддержку проекту «Газпром» объявил одной из своих задач. Федеральная власть считает реализацию проектов по транспортировке сжиженного газа в порту Высоцк залогом успешной международной торговли.

Подсчитано, что грузооборот порта в 2016 году вырос в сравнении с показателем 2015 года на 8,22 % — до 6,14 млн тонн. Только в январе–октябре 2017 года объем грузооборота составил 14 млн 422,9 тыс. тонн. Во многом на высокие цифры повлияла грамотная логистика.

Усть-Луга

По итогам прошлого года грузооборот в Балтийском бассейне вырос, в основном, за счет терминалов порта Усть-Луга — самого крупного и глубоководного порта на Балтике, включая страны Балтии и Финляндию. По итогам 2016 года морской торговый порт Усть-Луга вышел на второе место в России по перевалке грузов после Новороссийска. В 2017 году объемы перегрузки продолжают увеличиваться.

Сейчас в порту работают 12 терминалов, обеспечивающих перевалку, дополнительную обработку и хранение более двадцати категорий наливных, навалочных, генеральных и контейнерных грузов.

Событием последнего времени стало то, что Росморречфлотом согласована декларация о намерениях в реализации проекта терминалов по отгрузке сжиженного природного газа в двух ленинградских портах: Усть-Луга (в стадии предпроектных проработок) и Высоцк — объем инвестиций — 14,5 млрд рублей, завершается проектирование третьего этапа и уже идет строительство береговых объектов.

Какими бы ни были объективные трудности, какие бы вызовы ни стояли перед бизнесом, можно с уверенностью говорить о том, что порт продолжает поступательно и достаточно быстро развиваться. Порт развивается, а эксперты тем временем обсуждают перспективы сотрудничества с ближайшими соседями: Эстонией и другими странами Балтии. По словам депутата Госдумы Светланы Журовой, принимавшей участие в работе над недавно утвержденным законом «Об основах приграничного сотрудничества», у порта огромный потенциал: к концу года Усть-Луга выйдет на перевалку 100 млн тонн грузов, а проект «Северный поток — 2» позволяет рассчитывать на развитие нефтехимического кластера.

Перспективен договор на строительство комплекса по сжижению природного газа «Портовая» в Выборгском районе стоимостью 127 миллиардов, подписанный осенью 2016 года. По суммарной мощности и рабочему давлению станция для транспортировки газа по «Северному потоку» — самая мощная в мире.

Железнодорожные проекты

С точки зрения транспортной логистики важна и провозная способность железнодорожной инфраструктуры региона в направлении портов, которую в ближайшие три года планируется увеличить на 20 млн тонн в год. Это станет возможным за счет комплексной реконструкции участка Мга — Гатчина — Веймарн — Ивангород, усиления провозной способности участка Волховстрой — Мурманск и Дмитров — Сонково — Мга.

Объем железнодорожных перевозок в направлении портов Балтийского бассейна по итогам 2016 года составил 126 млн тонн, к 2020 году прогнозируется рост до 147 млн тонн.

На одном из недавних совещаний по развитию транспортной инфраструктуры президент Владимир Путин назвал Северо-Запад одним из ключевых логистических центров, способных привлечь серьезные инвестиции. Ленинградская область имеет к этому непосредственное отношение.

Северный поток

«Северный поток» (англ. Nord Stream) — магистральный газопровод между Россией и Германией, проложенный по дну Балтийского моря, проходит и по территории Ленобласти. Это самый длинный подводный маршрут экспорта газа в мире, его протяженность — 1224 км. Владелец и оператор — компания Nord Stream AG.

В проекте участвуют Россия, Германия, Нидерланды и Франция. Главная цель проекта — увеличение поставок газа на европейский рынок и снижение зависимости от транзитных стран.

Прокладка трубопровода была начата в апреле 2010 года. Проект продолжается. Импорт природного газа в Евросоюз к 2030 году возрастет до 512 млрд кубометров в год.

Планируется, что в середине 2018 года начнутся работы по строительству ответвления трубопровода «Северный поток — 2» (газопровода Eugal).

Газопровод протяженностью 485 км и мощностью 55 млрд кубометров в год, который будет транспортировать российский газ через Германию в Чехию, проложат параллельно существующей магистрали Opal от германского Грайфсвальда до Ольбернау на границе с Чехией.

Реализация проекта газопровода Eugal уже началась — первые трубы доставлены в города Любмин, Дрегехайде и Пренцлау для складирования в местах хранения вдоль трассы будущего газопровода. Gascade начнет прокладку трубопровода после получения разрешения на строительство, которое ожидается в середине 2018 года.

К проекту привлечены новые партнеры, которые приобрели почти половину долей участия (49,5 %). В итоге Gascade (совместное предприятие «Газпрома» и BASF) передаст компаниям Fluxys Deutschland GmbH, Gasunie Deutschland Transport Services GmbH и ONTRAS Gastransport GmbH долю в Eugal в размере 16,5 %, а за собой оставляет 50,5 %.

По словам инициаторов проекта, это соглашение — важный знак поддержки проекта не только со стороны бизнеса, но и со стороны органов власти западноевропейских государств. Оно говорит и о том, что поставки природного газа по «Северному потоку — 2» дают возможность укрепить энергетическую безопасность Западной и Центральной Европы, диверсифицировать маршруты поставок с ориентировкой на рост спроса.

Из Сиверской — в Европу

В собственность Ленинградской области в этом году перешел заброшенный военный аэродром, прежде принадлежавший Минобороны. Он находится в поселке Сиверский Гатчинского района (в 72 км от Санкт-Петербурга) строился в 1936–1937 годах.

Сегодня случилось то, чего в Сиверском ждали долгие годы: пришедший в упадок военный городок, соседствующий с давно заброшенным аэродромом, военные передают Ленобласти.

В марте Ленобласть дождалась согласия министра обороны Сергея Шойгу на передачу аэродрома в поселке Сиверском в собственность региона. Тогда губернатор региона Дрозденко сообщил, что заняться «реанимацией» и развитием аэродрома готова компания «Евросиб».

Изначально аэропорт предполагалось использовать для обслуживания лоукостеров, однако из-за позиции Минтранса пришлось от этой идеи пока отказаться — Сиверский сосредоточится на грузовой и региональной авиации. «Наконец нам удалось перейти от спора к конструктиву с Минтрансом, который возражал против альтернативы Пулково как аэропорта гражданской авиации. Мы пошли навстречу Минтрансу, и сегодня мы заявляем это, прежде всего, как проект грузовой авиации. В Сиверском будет строиться грузовой хаб и хаб малой авиации», — рассказал губернатор области Александр Дрозденко.

По оценке региональных властей, вылет из Сиверского экономит 15 минут пути в Москву по сравнению с Пулково, на Европу может быть экономия до 20 минут.

© Проект НАСП
версия для печати