Вернуться в небо. Сможет ли авиакомпания «Ямал» набрать высоту после убытков из-за коронавируса

В список системообразующих предприятий Минэкономразвития включены почти два десятка авиакомпаний страны. В их числе – ОАО «АТК «Ямал». Компания, занимающая немногим меньше 1,5 % рынка пассажирских авиаперевозок, тем не менее играет ключевую роль для северного региона «тюменской матрешки». Как сказался кризис на деятельности компании и какая помощь может ей потребоваться – в материале «ФедералПресс».

Прибыль начала сокращаться раньше

Авиакомпания «Ямал» была создана в 1997 году по инициативе губернатора ЯНАО Юрия Неелова. За эти годы перевозчик стал играть важное значение для развития северного региона, выполняя рейсы не только между населенными пунктами округа, но и связывая с соседями по «тюменской матрешке» и с другими регионами страны.

«Компания «Ямал» – это основной перевозчик в ЯНАО и в Тюменской области. Обеспечивает мобильность населения. Из-за размеров территории и природных особенностей сеть автомобильного и железнодорожного сообщения на Ямале недостаточно хорошо развита. В период распутицы, когда нет зимника, в некоторые населенные пункты просто не попасть иным транспортом, кроме как воздушным. Поэтому без «Ямала» перемещение людей будет парализовано», – приводит аргументы экономист, доцент кафедры экономической теории и прикладной экономики ФЭИ ТюмГУ Иван Вилков.

На сайте авиакомпании указано, что в настоящее время воздушный флот перевозчика насчитывает более 30 судов отечественного и импортного производства (Sukhoi SuperJet 100-95LR, Airbus А-320, CRJ-200LR, Challenger 850, другие).

Судя по финансовой отчетности, опубликованной в каталоге организаций list-org.com, доходы компании в последние годы поступательно росли. Если в 2015 году чистая прибыль составляла 862 тыс. рублей, то в 2018-м – почти 13,5 млн рублей.

Из других открытых источников известно, что в 2019 году выручка компании незначительно выросла – почти до 20 млрд рублей, но при этом чистая прибыль сократилась более чем на 2 % - до 13,1 млн рублей. В авиакомпании это связали с ухудшением операционных показателей. В частности, была утеряна доля рынка в пассажирских перевозках из-за простоя Sukhoi SuperJet 100, а также сказались закрытие нерентабельных коммерческих рейсов и сокращение авиапарка компании.

Доля авиакомпании на рынке

Но тем не менее «Ямал» продолжает входить в число 15 крупных авиакомпаний страны, которые аккумулируют более 90 % пассажиропотока. По данным Росавиации, в прошлом году компания занимала 14-е место по объему перевозок среди российских компаний, на этой же позиции «Ямал» остается и по итогам марта 2020 года. Доля авиакомпании на рынке пассажирских перевозок в прошлом году составляла 1,4 %, в марте текущего снизилась на 0,1%.

Понятно, что из-за ситуации с коронавирусом тренды к снижению будут продолжены. Вопрос сейчас только в том, насколько сильным будет удар.

Как ударил коронакризис

Первые удары коронавируса «Ямал», как и другие компании сектора, ощутила еще в марте, колоссальные убытки принес апрель. Число рейсов было сведено практически к нулю. Пассажиры сдали больше 30 тыс. ранее приобретенных билетов, за которые авиакомпания компенсировала около 300 млн рублей.

По статистике департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО, в прошлом месяце пассажиропоток на внутренних перелетах сократился на 90 %. Невероятно снизилось и количество прилетающих на Ямал пассажиров – на 80 %.

Ямальскому правительству ввиду особого значения компании-перевозчика для округа не остается ничего, кроме как помогать ей набирать высоту. В том числе и загружая воздушные борта.

«К концу учебного года, несмотря на убытки, будут запущены дополнительные рейсы с Ямала для всех наших городов», – выступил недавно с заявлением губернатор Дмитрий Артюхов, который сообщил, что продажа билетов начнется в ближайшее время.

С июня ожидается оживление и в туристическом сегменте, это дает авиакомпаниям шанс заработать.

Но это не значит, что все сразу наладится, приземляет экономист Иван Вилков.

«Выйти на докоронавирусные объемы перевозок быстро не получится. Есть определенная инерция. Во-первых, люди боятся. Самолет – это хороший источник распространения инфекции. Люди находятся в замкнутом пространстве в течение длительного времени. Поэтому определенная настороженность у людей в течение какого-то времени будет оставаться. Во-вторых, на объемах перевозок скажется падение доходов населения. А оно серьезное», – рассказывает эксперт.

Как долго авиакомпания в таких условиях будет восстанавливаться, спрогнозировать сложно, говорит Иван Вилков. Но очевидно, что на это время им нужны определенные формы поддержки.

«Если брать экономическую логику, то с нуля создавать авиакомпанию гораздо дороже, чем поддержать ее в текущий момент. Ну, и плюс стратегическая значимость. Понятно, что «Ямал» пользуется определенными преференциями, в связи с чем у нее финансовое положение достаточно устойчивое по сравнению с некоторыми другими авиакомпаниями, но в целом все равно надо помогать и субсидиями, и, возможно, льготными кредитами», – рассуждает Иван Вилков.

Самолет авиакомпании Ямал

Значимость «Ямала» для Ямала

Отметим, что ямальское правительство и ранее серьезно поддерживало авиакомпанию. В частности, посредством софинансирования перелетов: перевозчик выполняет рейсы из аэропортов округа по 33 направлениям, 30 из них субсидируются из федерального и окружного бюджетов.

Это значит, что за счет субсидий из бюджетов покрывается разница между экономически обоснованным тарифом, который позволяет авиакомпании работать пусть с минимальной, но прибылью, и подъемным для населения тарифом. Таким образом межрегиональные перевозки, а также перелеты внутри субъекта становятся более доступными для жителей.

«Фактически конфигурация этого сегмента рынка зависит главным образом от объема субсидий, который мог бы предложить регион и федеральное правительство. Если федеральное финансирование резко не сократится, то будем надеяться, что в целом этот сегмент понесет умеренные потери», – делится прогнозом глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

В подтверждение своих слов он отмечает, что авиакомпании, которые работают на межрегиональных перевозках, просели меньше, чем сетевые, которые в значительной степени работали на международных линиях.

«Другой вопрос, что региональные бюджеты, увы, оскудели и ряд регионов уже не в состоянии поддерживать такой же уровень субсидий, как в 2019 году. Вероятно, будут снижать свое участие в таких программах. И подобные заявления в некоторых субъектах есть. Это является большим риском для сегмента, как во внутрирегиональных перевозках, так и на межрегиональных. Коснется ли это ямальской авиакомпании, пока не ясно. Но заявлений на этот счет от правительства округа не было», – говорит Олег Пантелеев, напоминая, что потребность в полетах по-прежнему сохраняется.

«Базовые параметры компания сохранит. Да, перевозчик ощутил спад. Но, как мы полагаем, в целом в Западной Сибири, в нефтегазовых районах темпы восстановления объема воздушных перевозок будут выше, чем в московском авиационном узле. В целом опасений относительно выживаемости и устойчивости компании «Ямал» пока нет», – заключил эксперт.

По большому счету, сейчас ясно только одно: компания несет серьезные убытки, но вместе с тем ее благополучие стратегически важно для округа и страны в целом. А то, какую поддержку окажут перевозчику на уровне региона и благодаря включению в список системообразующих предприятий, будет понятно в ближайшие месяцы.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева; авиакомпания ЯМАЛ (официальая группа) vk.com; инфографика: Елена Майорова

© Проект РИА ФедералПресс Редакция «ФедералПресс»
версия для печати