Как мы составляем рейтинг стратегических компаний

В рамках наших исследований мы сравниваем отдельные экономические и социальные показатели наиболее значимых предприятий федеральных округов России, деятельность которых с одной стороны вносит вклад в построение независимой реальной экономики всей страны, а с другой – обеспечивает достойный уровень жизни непосредственно в регионах присутствия.

Методика рейтинга
Под стратегически значимым предприятием мы понимаем предприятие, являющееся незаменимым элементом механизма экономики и одновременно выступающее гарантом социально-экономической стабильности региона и локомотивом развития местной инфраструктуры.

Составление рейтинга стратегически значимых предприятий проходит в несколько этапов. На первом этапе мы определяем список из 100 предприятий федерального округа, опираясь на данные органов государственной власти, профильных некоммерческих организаций, статистики по предприятиям округа, экспертные мнения и данные Министерства экономического развития РФ.

На начальном этапе реализации программы принято решение исследовать основные отрасли экономики, имеющие наиболее высокое значение для жизнедеятельности регионов.

Исследуемые отрасли:

  • металлургия;
  • транспорт;
  • строительство;
  • энергетика;
  • ВПК;
  • машиностроение;
  • легкая промышленность;
  • добывающая;
  • химическая;
  • пищевая промышленность (АПК);
  • и другие.

Критерии отбора:
Из числа отобранных на первом этапе компаний мы отбираем 30 компаний, имеющие наилучшие экономические показатели, а также учитываем информацию о позициях предприятия в аналитических документах  Министерства экономического развития РФ.

На втором и третьем этапе мы определяем перечень критериев для анализа, который актуализируем  после оценки возможных источников информации. В итоге в рейтинге представлены следующие критерии:

  • объем реализации продукции/услуг;
  • преимущество от практики импортозамещения;
  • уникальность и конкурентоспособность продукции/услуг;
  • доля экспорта;
  • влияние на рынок труда;
  • социальная ответственность;
  • значимость для территории базирования;
  • вклад в развитие социального комплекса и инфраструктуры;
  • реализация стратегии защиты окружающей среды на предприятии.

В ходе работы по критериям могут вноситься коррективы.

По каждому критерию анализируются открытые данные, в частности, сайты компаний, сообщения в СМИ, специализированные ресурсы, годовые отчеты компаний, отчеты государственных и надзорных ведомств.

В рамках третьего этапа для получения более актуальной информации по ряду критериев делаются официальные запросы предприятиям.

Экспертный совет:
Четвертый этап представлял собой сбор экспертных оценок.

В рамках деятельности программы сформирован экспертный совет, состоящий из независимых экономистов, обозревателей, представителей общественных организаций.

В результате экспертного опроса мы получаем экспертные оценки, которые позволяют на их основе определить следующие показатели: выгода от практики импортозамещения, уникальность продукции, социальная ответственность предприятия, значимость предприятия для территории присутствия, вклад в развитие региональной инфраструктуры и выполнение обязательств по защите окружающей среды.

Итоговые показатели по данным критериям корректируются с учетом найденных объективных данных (например, нарушения предприятий по данным Росприроднадзора).

Пятый, итоговый этап исследования предполагает анализ собранных данных и применение метода линейного масштабирования, который позволил привести все показатели к единой системе измерения.

Окончательный рейтинг зависит от всех девяти показателей, учтенных в формуле с разными коэффициентами, полученных на основе оценки важности каждого из показателей для социально-экономической стабильности региона.

На последнем, шестом этапе, происходит формирование списка из 10 перспективных предприятий, не попавших в топ-20 округа, но демонстрирующих позитивную динамику в экономических и социальных показателях.

Рейтинг по каждому округу выходит один раз в год. В течение года публикуется несколько рейтингов, каждый из которых посвящен одному округу. Каждый рейтинг в более подробном виде рассылается в местные органы власти.

Примерный график выхода рейтингов:
Апрель 2015 (ЮФО)
Август 2015 (ПФО)
Октябрь 2015 (СЗФО)
Декабрь 2015 (УрФО)
Февраль 2016 (ЦФО)
Апрель 2016 (ЮФО)
Май 2016 (ДФО)
Июнь 2016 (Крым)
Июль 2016 (СФО)
Сентябрь 2016 (СКФО)

© Проект НАСП
версия для печати