Поворот на мундиаль. Что ждет российские трамваи к 2018 году

Успеют ли города, принимающие ЧМ по футболу, обновить или модернизировать трамвайный парк

Россия получила право провести Чемпионат мира по футболу в декабре 2010 года. В начальном списке были представлены 13 муниципалитетов – Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Саранск, Волгоград, Ростов-на-Дону, Сочи, Краснодар и Ярославль. Из итогового списка вылетели два последних. Окончательное решение сформировала FIFA после изучения отчета, предоставленного оргкомитетом «Россия-2018», а также после того, как представители международной организации посетили спортивные площадки во всех указанных городах. Эксперты FIFA учитывали текущую обеспеченность городов инфраструктурой, уровень их социально-экономического развития, инвестиционной программы подготовки к ЧМ-2018, концепцию проведения чемпионата, а также эффективное использование наследия турнира.

После торжественного объявления результатов FIFA города-участники приступили к основной работе – подготовке к ЧМ-2018. Одним из проблемных вопросов, которые предстояло решить, было обновление либо модернизация электротранспорта – трамваев. В ряде городов-участников международного турнира вопрос решен или почти решен, в большинстве тема откровенно подвисла, несмотря на то, что до спортивного мероприятия остается менее двух лет.

МОСКВА

В столице в текущем году был проведен тендер на поставку 300 трамваев, победителем конкурса стало московское ОАО «Метровагонмаш» (входит в состав «Трансмашхолдинга»), предложившее цену в 56,178 млрд рублей (что соответствует объявленной начальной максимальной цене контракта). «Новые вагоны будут оборудованы всем необходимым для максимально комфортного проезда. Трамваи должны быть полностью приспособленными для перевозки маломобильных граждан, а также оборудованными системами кондиционирования и отопления, камерами видеонаблюдения и спутниковой навигацией. Обязательным условием участия в конкурсе является размещение в течение ближайших лет большей части производства на территории Таможенного союза, – сообщается на официальном сайте предприятия. – Поставки будут проходить в три этапа в течение 2017–2019 годов – по 100 вагонов ежегодно, а сервисное обслуживание и ремонт вагонов будет осуществлять сам подрядчик. Данные услуги поставщик будет оказывать в течение 30 лет, поэтому контракт подписывается именно с той компанией, которая имеет соответствующий опыт».

По данным пресс-службы «Трансмашхолдинга»», заказчику будут поставлены вагоны модели 71-931М «Витязь». Однако в конкурсной документации на сайте госзакупок не уточняется, будут ли они использованы для перевозки пассажиров в рамках ЧМ-2018. Тем не менее, в пресс-релизе «Трансмашхолдинга», размещенном на официальном сайте предприятия, приводятся слова гендиректора Кирилла Липы о том, что компания предложит Правительству Москвы оригинальный дизайн трамвайных вагонов, который «позволит сделать их новой городской достопримечательностью». «Это особенно важно ввиду предстоящего в 2018 году чемпионата мира по футболу и ожидаемого наплыва иностранных туристов», – подчеркнул Кирилл Липа.

Перевозкой пассажиров в Москве занимается ГУП «Мосгортранс», который обслуживает 50 маршрутов трамвая. Ежедневно московские трамваи перевозят 25 тысяч человек. В настоящее время на балансе предприятия находятся около 850 трамваев.

ВОЛГОГРАД

В Волгограде активно работают над обновлением трамвайного парка. «В 2017 году к чемпионату мира планируется приобрести 50 новых трамваев. Закупка новых трамваев осуществляется через конкурсы, финансирование – из городского бюджета. Сейчас комитет транспорта, промышленности и связи ведет переговоры с несколькими производителями. Так как стоимость вагонов у разных заводов отличается, говорить о конечной сумме преждевременно. В любом случае во главу угла ставится соответствие техническим требованиям: Волгограду требуются «двухголовые» сочлененные трамваи и с двусторонним расположением дверей как в метро», – сообщили в пресс-службе горадминистрации.

Движением подвижного состава в Волгограде занимается МУП «Метроэлектротранс», который насчитывает 323 трамвая, катающихся по 13 маршрутам. Имеется также 26 трамваев специального назначения. Особенностью трамвайной системы города является наличие в нем скоростного трамвая (СТ), который по сути является альтернативой метро. «В советские времена метро полагалось только городам-миллионникам, а население Волгограда в то время было меньше миллиона человек. Поэтому было принято компромиссное решение – построить скоростной трамвай. При этом волгоградская подземка строилась по нормам метрополитена, однако вместо поезда на линии ходит трамвай. В этом уникальность метротрама. В настоящее время скоростной трамвай в Волгограде соединяет пассажирским сообщением пять районов города из восьми», – сообщили в пресс-службе администрации Волгограда. Линия СТ насчитывает 39 поездов. В настоящее время волгоградские трамваи ежедневно перевозят около 131 тысячи пассажиров, из них 35,7 тысячи – силами СТ.

В городе эксплуатируются трамвайные вагоны чешского производства разных модификаций – «Татра» (1970-1980 годов выпуска, 290 единиц), Т-3М (1980-1990 гг.в., 20 ед), Т3R.PV (модернизированы в 2006 г. на базе чешского вагона Т-3 «Татра», 2 единицы, КТ-8 Д5 (1984 г.в., 1 ед). Кроме того, на линии работают десять вагонов производства ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод» (модель 71-154, 2008-2012 гг.в.).

ЕКАТЕРИНБУРГ

Вопрос об обновлении трамвайного парка поднимался в апреле 2016 года на заседании оргкомитета по подготовке к ЧМ по футболу. Члены оргкомитета полгода назад приняли решение запланировать в бюджете траты на обновление городского трамвайного парка. Правда, о конкретных суммах речь не шла. Министр транспорта и связи Свердловской области Александр Сидоренко в ходе заседания сообщал о 60 новых трамваях. По его словам, Москва готова выделить субсидии регионам на приобретение новых трамваев и троллейбусов. Озвучивалась и сумма – 1 млрд рублей. Помощник президента РФ Игорь Левитин, который также принимал участие в работе оргкомитета подтвердил готовность федеральных властей помочь региону с решением транспортных вопросов. Но, по словам источника РИА «ФедералПресс», по сей день региональный Минтранс не направлял сведений в федеральное министерство о планируемом приобретении трамвайных вагонов. «Вариантов несколько: либо в нашем регионе не хотят обновлять подвижной состав по каким-либо причинам, либо не хотят делать это за собственный счет, рассчитывая либо на федеральные деньги, либо на деньги частных инвесторов. Однако, обеспечение транспортных нужд в муниципалитетах не относится к компетенции федерального уровня власти, а частный инвестор должен будет иметь гарантии, того, что в случае убыточности проекта затраты будут компенсированы за счет бюджета», – пояснил источник.

В региональном Минтрансе РИА «ФедералПресс» ранее сообщали, что подтверждения об объемах федеральной субсидии, а также о том, будет ли она вообще пока нет. Ни о суммах, ни о количестве новых трамваев для столицы Среднего Урала неизвестно ничего и сейчас – на момент публикации материала городская администрация не предоставила ответов на вопросы. Из открытых источников лишь известно, что к середине 2017 года в Екатеринбурге будет открыт новый маршрут – Ленина-Татищева.

Для свердловчан не является секретом то, что местный электротранспорт сильно устарел. Городское трамвайно-троллейбусное управление (МУП «ЕТТУ») эксплуатирует трамваи, которые на 84% выработали свой ресурс. На сегодняшний день трамвайный парк Екатеринбурга представлен 457 пассажирскими вагонами, которые ездят по 30 маршрутам. 394 вагона – производства компании Českomoravská Kolben-Daněk (Чехия), остальные куплены у АО «Уралтрансмаш» (Екатеринбург).

В регулярной эксплуатации у екатеринбургского ТТУ находятся чешские вагоны моделей Tatra T3SU и Tatra T6B5SU, остальные модели (71-402, 71-403, 71-405) – местного производства. Если последние были куплены сравнительно недавно (в период с 2010 по 2013 гг. в Екатеринбурге появилось 25 новых вагонов), то зарубежный транспорт серьезно устарел – чешские модели Татра выпускались аж в 1970-1980 гг., при сроке эксплуатации 16 лет. Таким образом, вагоны сегодня эксплуатируются за счет продления сроков службы трамвайно-троллейбусным управлением по результатам многочисленных капитально-восстановительных ремонтов.

Источник РИА «ФедералПресс» отметил, что власти Екатеринбурга рассматривали возможность приобретения вагонов модели 71-911 у московской компании ПК «Транспортные системы» (сборка проходит в Твери). Однако к данной модели есть ряд вопросов – она отличается от привычных моделей и неизвестно как себя поведет на существующей колее, да и в Екатеринбурге она еще ни разу не «обкатывалась». Существенный минус этих вагонов — цена, которая превышает цену обычного в 1,5 раза – около 35 миллионов рублей против 22-24 миллионов.

Для России острой темой являются сроки поставок вагонов по муниципальным контрактам. Так, средний срок поставок в нашей стране составляет 3 месяца с момента заключения контракта, за рубежом – 3 года. Единственными исключениями в России являются Санкт-Петербург и Москва, заключающие трехлетние контракты, а также Татарстан, реализующий республиканские программы. Поставки первых вагонов по таким контрактам начинаются в течение 3-5 месяцев с даты их заключения, так как закупками занимается субъект федерации, а не муниципалитеты. В Свердловской области ситуация обратная – все расходы ложатся на муниципальные бюджеты, за исключением случаев, когда часть средств покрывается за счет федеральных субсидий. Область фактически не выделяет средств на обновление парка вагонов. Отсюда низкие объемы приобретения техники. Есть и минусы у краткосрочных контрактов – как правило, это означает поставку фактически готовой продукции. В подобной ситуации очень сложно внести изменения в конструкцию или снабдить продукцию дополнительным оборудованием. Продукция изготавливается под требования техзадания и действующих нормативных документов, не учитывая фактическое состояние инфраструктуры. Заказчик покупает, а производитель реализует то, что есть.

НИЖНИЙ НОВГОРОД

Похожая ситуация сложилась и в Нижнем Новгороде.

В мае 2014 года тогдашний глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов заявлял о намерении обновить до 2018 года порядка 500 единиц городского электротранспорта – 300 трамваев и 200 троллейбусов. Пока же куплено лишь 42 вагона. Так, в апреле 2013 года городская администрация и местная ООО «Приволжская лизинговая компания» подписали соглашение о поставке двух десятков трамваев с переменным уровнем пола. Общая стоимость муниципального контракта на закупку составила более 450 миллионов рублей. Техника приобретена в лизинг до 2017 года. Часть средств, в размере 100 млн рублей, выделена из федерального бюджета в рамках целевой программы по обновлению общественного транспорта в субъектах РФ. В 2014 году Нижний Новгород на средства городского бюджета приобрел у ЗАО «Сбербанк Лизинг» 10 трамваев с переменным уровнем пола за 241,4 млн рублей.

В том же году на нижегородских маршрутах № 6 и №7 тестовую эксплуатацию прошел трехсекционный трамвай производства завода «Уралтрансмаш», после чего должно было быть принято решение о выкупе этого транспортного средства. Единственным участником аукциона на финансовую аренду трехсекционного трамвая в декабре 2015 года стало «Сбербанк Лизинг». Договор планировалось заключить по начальной (максимальной) цене 80,4 млн рублей, срок лизинга – до 28 декабря 2018 года. На 2015 год департамент транспорта и связи городской администрации запланировал капитальный ремонт 40 трамваев. В марте 2016 года председатель постоянной комиссии городской думы Нижнего Новгорода по транспорту и связи Алексей Гойхман сообщил, что в «Нижегородэлектротрансе» капремонта требуют 37 трамвайных вагонов. В 2016 году планировалось восстановить 20 из 37 простаивающих вагонов, то есть больше половины. Однако пока этого не произошло.

Летом 2016 года в Нижнем Новгороде состоялся восемнадцатый международный научно-промышленный форум «Великие реки», где глава городской администрации Сергей Белов сказал о важности развития трамвайной сети. «Я считаю, что нижегородский трамвай нужно сохранять, увеличивать подвижной состав и проводить капитально-восстановительный ремонт. В перспективных планах у города развивать маршрутную сеть и пополнять подвижной состав», – отметил градоначальник. В том же ключе высказался на форуме исполнительный директор Ассоциации городов Поволжья Владимир Репринцев. «Столица Приволжья, как и еще 10 городов России, готовится принять в 2018 году чемпионат мира по футболу. В связи с этим ожидается большое количество туристов, болельщиков, которых нужно будет оперативно и комфортно доставить к местам проживания и проведения соревнований. Электротранспорт здесь будет играть главенствующую роль, поэтому его нужно поддерживать и развивать», – сказал глава ассоциации. При этом ни тот, ни другой спикер не озвучили никакой конкретики.

На момент подготовки материала в городской администрации информацию о том, что сегодня будет сделано либо делается в части покупки либо обновления подвижного состава также не предоставили.

«Подвис» вопрос и с созданием двух новых трамвайных веток, об этих планах горадминистрация сообщала в 2013 году. Первая ветка – внутриквартальная трамвайная линия в Приокском районе от Мызы до Ольгино для обеспечения транспортной доступности микрорайона Щербинки. В зависимости от места расположения разворотного кольца протяженность маршрута составила бы 5,5-7,5 км. Вторая – трамвайная линия по маршруту «Аэропорт – проспект Молодежный – 52 квартал – станция метро «Парк культуры», которая обеспечила бы подвоз пассажиров от аэропорта до ближайшей к нему станции нижегородского метро. Предполагалось, что время поездки по этому маршруту составило бы 15-20 минут. По словам Олега Семечкина, возглавлявшего тогда городской департамент транспорта и связи, стоимость трамвайной линии от аэропорта до метро оценивалась в сумму порядка 850 млн рублей, в Щербинки – более 1 млрд рублей.

Пассажирские перевозки на электротранспорте в Нижнем Новгороде осуществляет МП «Нижегородэлектротранс». В трамвайном парке у предприятия значатся 295 трамваев, которые осуществляют 15 маршрутов. В час городские трамваи перевозят от 20 до 30 тысяч пассажиров.

САМАРА

Обновление самарского трамвайного парка началось еще при мэре Дмитрии Азарове и продолжилось при Олеге Фурсове. Городские власти не раз шли на эксперименты: запускали трамвай с Wi-Fi, который сейчас не работает. В 2015 году сообщалось, что в Самаре есть всего 10 трамваев, отвечающих международным требованиям. Тогда же стало известно, что до ЧМ-2018 власти планируют закупить еще 74 современных низкопольных вагона.

Скорее всего, это будут трехсекционные низкопольные вагоны длиной 26 м и максимальной вместимостью не менее 300 человек. Аукцион на поставку уже объявлен, начальная цена – около 65 миллионов рублей за единицу, максимальная сумма контракта (с учетом удорожания по лизингу) – 988 миллионов. «Эти трамваи должны появиться в городе до мая 2017 года. При этом не совсем понятно, что делать с такими вагонами после чемпионата, когда необходимость в постоянной перевозке такого числа пассажиров на одном маршруте перестанет быть актуальной, а стоимость их обслуживания для эксплуатирующей организации явно будет выше, чем более коротких вагонов», – сообщил РИА «ФедералПресс» источник, знакомый с ситуацией.

Одной из особенностью Самары являетсят то, что трамвай как вид транспорта «победил» метро: при разработке решений по подготовке городской инфраструктуры к ЧМ-2018 власти сделали выбор в пользу строительства скоростной трамвайной ветки, а не развития подземки. Предполагается, что скоростной трамвай сможет доставить пассажиров от Железнодорожного района до стадиона «Самара Арена» менее чем за час. Уже сейчас известно, что окончание строительства запланировано на конец 2017 года, а общую стоимость проекта оценили в 12,8 млрд рублей.

В Самаре движение трамваев осуществляет МП «Самарское трамвайно-троллейбусное управление», в распоряжении которого находятся 424 вагона, катающихся по 25 маршрутам. Средний возраст самарского трамвая 25,6 года, капитально-восстановительный ремонт прошли 372 вагона (по данным на январь 2014 года), сообщается на сайте ТТУ.

До ЧМ-2018 остается все меньше времени. Удастся ли отстающим городам догнать и перегнать города-«отличники», покажет время. РИА «ФедералПресс» будет следить за развитием ситуации.+

© Проект НАСП
версия для печати